В Москве состоялось заседание рабочей группы Президиума Совета при Президенте РФ по противодействию коррупции по взаимодействию со структурами гражданского общества

26.09.2016г. в Москве состоялось заседание рабочей группы Президиума Совета при Президенте РФ по противодействию коррупции по взаимодействию со структурами гражданского общества, выступил Алексей Дондупай с предложениями о совершенствовании уголовного законодательства о коррупционных преступлениях, связанных с ведением института государственных закупок. 

1. Совершенствование уголовного законодательства о коррупционных преступлениях, связанных с ведением института государственных закупок. С 01.01.2014г. вступил, а в силу Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее 44-ФЗ).

В ст. 7 - 44-ФЗ определен принцип открытости и прозрачности закупок, ст. 8 принцип обеспечения конкуренции, а Глава 2 посвящена планированию закупок.

Практика реализации 44-ФЗ показывает его сложность для применения поскольку он в себя сочетает нормы материального и процессуального права.

44-ФЗ несет за собой коррупционные риски, которые могут быть устранены теоретически только мерами общественного контроля (ст. 102 44-ФЗ).

Изучение практики работы в Центральном, Сибирском Федеральном округе РФ показал, что в некоторых случаях государственные и муниципальные органы власти в лице их должностных лиц чтобы преодолеть незаконным путем принципы, изложенные в 44-ФЗ вообще не проводят закупочные процедуры либо проводят аукционы уже после определения поставщиков, подрядчиков и исполнителей государственных услуг. Когда поставщики, подрядчики и исполнители уже приступили к выполнению работ и даже их завершили проводятся формальные торги либо торги проводятся формально «задним числом» под указанных поставщиков.

Это сфера рынка:

  • строительство
  • организация праздничных и зрелищных мероприятий городов субъектов Федерации и городов федерального значения где выделяются значительные финансовые средства
  • оборонная отрасль, обеспечение структур министерства обороны.
  • обеспечение нужд органов исполнительной и судебной власти.

Сегодня отсутствуют меры государственного и общественного контроля в связи с тем, что государственные институты контроля и надзора институционально не приспособлены к развитию рынка 44-ФЗ и его применению.

Работа и практика Федеральной антимонопольной службы в РФ сводится лишь к процедурным вопросам применения 44-ФЗ, прокуратура вообще не рассматривает жалобы по 44-ФЗ и ссылается на работу ФАС, как на единственный контрольный государственных орган. Все это привело к «хаусу» и к недоверию в честность и открытость закупочных процедур по всей стране.

В настоящий момент необходимо в связи с ведением в действие 44-ФЗ внести дополнения в Уголовный Кодекс РФ. Подлежит криминализации составы уголовных преступлений:

  1. Не применение процедур 44-ФЗ со стороны государственного заказчика и основного поставщика государственных услуг.
  2. Проведения «задним числом» формальных торгов, электронных торгов, аукционов, когда государственная услуга уже в стадии исполнения либо исполнена.
  3. Нарушений 44-ФЗ в части открытости и прозрачности закупок с причинением значительного ущерба для общества и государства.
  4. Нарушений 44-ФЗ в части обеспечения принципа конкуренции государственных и муниципальных закупок.
  5. Коррупционный сговор между представителем государственного заказчика и основного поставщика государственных услуг на стадиях применения 44-ФЗ (совместная коррупционная подготовка нормативно технической документации, технического задания через посредников либо исполнителей и т.д.)
  6. Злостное неисполнение заключенного государственного либо муниципального контакта со стороны участников закупочных процедур –государственного заказчика и основного поставщика услуг.

Криминализация указанных деяний нет в действующем УК РФ (в Главах 22, 23, 30 УК РФ).

44-ФЗ не может применятся без уголовного обеспечения в УК РФ, поскольку при выявлении преступлений коррупционной направленности, следственному комитету, правоохранительным органам трудно предъявить преступникам какое-либо обвинение в нарушении 44-ФЗ.

В настоящее время при расследовании уголовных дел при выявлении нарушении норм 44-ФЗ, следователи предъявляют обвинение по «дежурным» статьям УК в части противодействия коррупции при этом понимают, что часть их обвинений формальные и их исключит суд при рассмотрении уголовного дела. Такие обвинения как правило не утверждаются судом.

В связи с чем значительная часть уголовных дел с 2010г. было прекращено. Уголовные дела, связанные с коррупцией при применении 44-ФЗ не имеют процессуальной судебной перспективы. Все доказательства держаться лишь на показаниях исполнителей и результатах прослушивания телефонных переговоров при оперативно-розыскной деятельности не имеющих существенного значения по делу и суда.

Между тем ст. 107 - 44-ФЗ говорит об уголовной ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок.

44-ФЗ должен быть обеспечен государственным уголовным принуждением.

В связи с чем также необходимо обеспечить применение ФЗ от 18 июля 2011г.N223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" и некоторых ФЗ регулирующих муниципальные закупки.

Благодарю за внимание!

С Уважением,

Руководитель департамента

антикоррупционных экспертиз нормативных правовых актов

Общероссийской общественной организации: «Центр противодействия коррупции в органах государственной власти»

Алексей Баирович Дондупай

гор. Москва 26.09.2016г.